Детская агрессия

Во время проведения психологической консультации на благотворительном фестивале «Добрая Уфа!» были заданы вопросы о детской агрессии «Что делать, когда ребенок 4 лет, дергает себя за волосы? Как реагировать и нормально ли это?», «Когда начинаю делать замечания ребенок кусает свои пальцы ног, помогите». 

Существует несколько видов детской агрессии. Судя по описаниям мам в данных случаях речь идет об агрессии, которая направленна на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений - аутоагрессия. 

Одной из причин такого поведения может быть реакция на стрессовую ситуацию, в которой невольно оказался ребенок. 

Во-вторых, так поступают дети, которые не могут в силу различных причин нанести ответный «удар» обидчику (обидчик недосягаем или это самый близкий, любимый человек), т. е. аутоагрессия — это смещенная агрессия. Причем, как выяснили ученые, с физическим наказанием ребенка она может быть не связана. 

Иногда аутоагрессия возникает у ребенка в ответ на собственные неудачные действия, обычно такие, которые могут вызвать неудовлетворение взрослых. «Я хрюшка! Грязнуля! Руки крюки!» — со слезами на глазах говорит шести летний мальчик, пролив суп за обедом. Ребенок знает, что мама, сидящая рядом, всегда ругает его за неопрятность, за любое пятнышко на одежде, и поэтому как бы предупреждая мамин гнев, он начинает обвинять себя.  

Аутоагрессия легче всего формируется у детей, которые эмоционально изолированы, т. е. не имеют полноценного эмоционального контакта с родителями, теплоты и любви со стороны матери. Чем строже мать, чем чаще она наказывает ребенка словесно, критикуя его, демонстрируя негативное отношение, тем быстрее может проявиться аутоагрессия. У высокочувствительных детей это происходит чаще, так как именно они реагируют на родительское раздраженное лицо, гневные интонации в голосе состоянием тревоги и напряжения. 

Дети младшего дошкольного возраста как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у девочки!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя.  

Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.  

Взрослым можно посоветовать:  

• Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам. 

• Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру. 

• Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло. 

• Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком. 

Дети старшего дошкольного возраста проявляют аутоагрессию по другим причинам и уже осмысленно. Например, дети активно исследуют свое тело, пытаясь понять, что и как действует, что будет, если... Поэтому они могут в исследовательских целях засовывать в нос мелкие шарики,пуговицы потом «выстреливать» ими, как из пистолета. Если предмет застрянет в носоглотке, это будет не только больно, но и крайне опасно. Также дети-дошкольники уже хорошо распознают как свои, так и чужие эмоции, пытаясь установить причинно-следственные связи. Нередко поведение озабоченных, расстроенных или рассерженных родителей они могут воспринимать на свой счет. Например, ребенок думает: «Мама потому такая злая, что я что-то не так сделал, и сейчас меня накажут. Лучше я сам себя накажу». А у мамы просто неприятности на работе.  

Рекомендую родителям: 

• Меньше критикуйте ребенка, и больше хвалите. Старайтесь избегать раздражения и недовольства в интонациях при каждодневном общении.

• Не занимайтесь в присутствии ребенка самообвинением и самобичеванием, так как ребенок может усвоить такую модель поведения как единственно верную. 

• Купите ребенку детскую энциклопедию и найдите время для совместного чтения. Если познавательные интересы ребенка удовлетворяются, он не будет неумышленно наносить вред своему здоровью. 

• Старайтесь чаще объяснять различные эмоциональные реакции, как свои, так и ребенка («Я рассердилась на тебя, потому что...», «Ты, наверное, грустный, потому что...»). Проговаривание эмоций дает возможность лучше их осознать и не копить в себе. 

В работах известного российского психолога А. Реана описаны основные свойства личности ребенка, склонного к аутоагрессии:  

• отрицательные эмоции преобладают над положительными (такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, редко находится в хорошем настроении;

• имеет низкую самооценку, занижает свои возможности и способности;  

• застенчив, имеет проблемы в общении; 

• относится с уважением к другим и принимает их ценности. 

Помощь ребенку, страдающему аутоагрессией, должна заключаться не только в том, чтобы ограждать его от попыток наносить себе повреждения, но и в том, чтобы разобраться в переживаниях, скрытых за стремлением причинить себе боль.  

Когда родители смогут уделять ребенку больше внимания, будут мягче, терпимее к недостаткам и проступкам ребенка, сведут к минимуму свои критические замечания, она увидят, что ребенок все реже и реже будет находиться в напряженном эмоциональном состоянии и, соответственно, прибегать к аутоагрессии. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Топ100- Строительство